Регламент по детям мобилизованных

ИНФОРМАЦИЯ
об организации в субъектах Россий учета детей граждан, призванных на военную
службу по мобилизации, подлежащих обучению по образовательным программам
дошкольного образования
Минпросвещения России письмом от 30 мая 2019 г. № ТС-1334/03 для учета
в работе направляло в субъекты Российской Федерации информацию по вопросу
организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам
дошкольного образования (далее – Письмо).
В Письме также были даны разъяснения регламентации учета детей,
нуждающихся

в

предоставлении

места

в

образовательной

организации,

реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее – ДОО),
в
на

том

числе

о

том,

внеочередное

что

права

(первоочередное)

для

отдельных

обеспечение

их

категорий
детей

граждан
местами

в ДОО предусмотрены на уровне федерального законодательства и должны
учитываться на уровне регионального законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3
«О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ)
граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем
добровольного поступления на военную службу в порядке, определяемом
Федеральным законом № 53-ФЗ, то есть проходить военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ в период
мобилизации граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность,
которая

предусматривает

призыв

на

военную

службу

по

мобилизации

и прохождение военной службы в этот период.
Правовыми нормами пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ
определено,

что

граждане,

проходящие

военную

службу,

являются

военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный
закон № 76-ФЗ).
Так, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ,
к

военнослужащим

относятся

в

том

числе

офицеры,

прапорщики

и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций
и

военных

образовательных

организаций

высшего

образования,

сержанты

и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.
Об организации учета детей – 03

2

При

этом

следует

учитывать,

что

объемы

социальных

гарантий

и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу
по контракту и по призыву, различны.
В целях социальной защиты граждан, призванных на военную службу
по мобилизации, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября
2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»
(далее – Указ № 647) на них распространен статус военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту. При этом граждане Российской Федерации,
призванные на военную службу в соответствии с Указом № 647, считаются
проходящими военную службу по мобилизации, и контракты не заключают.
Таким образом, установление для указанных граждан тех или иных
социальных гарантий и компенсаций или дополнительного права, в том числе
на социальное обеспечение, должно регулироваться в соответствии с применяемыми
в

конкретной

статье

«военнослужащий»,

Федерального

закона

«военнослужащий,

№

76-ФЗ

проходящий

формулировками

военную

службу

по контракту», «военнослужащий, проходящий военную службу по призыву»,
«гражданин, уволенный с военной службы».
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона № 76-ФЗ детям
военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных
и

муниципальных

организациях

и

общеобразовательных
летних

и

оздоровительных

дошкольных
лагерях

образовательных
предоставляются

в первоочередном порядке.
Абзацем 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона № 76-ФЗ предусмотрено
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан,
уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и ДОО
и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.
Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате
увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе № 53-ФЗ. Подпункт
«б» части 1 статьи 51 Федерального закона № 53-ФЗ предусматривает увольнение
по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.
С учетом изложенного, в отношении граждан, призванных на военную службу
по мобилизации на основании Указа № 647, указанные положения абзаца 2 пункта 6
Об организации учета детей – 03

3

статьи 19 и абзаца 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона № 76-ФЗ применяются
в полном объеме.
В свою очередь обращаем внимание, что согласно пункту 7 Порядка приема
на

обучение

по

образовательным

программам

дошкольного

образования,

утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236, прием
в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года
при наличии свободных мест.
Таким образом, на основании полномочий органов государственной власти
субъектов

Российской

Федерации

в

сфере

образования

по

обеспечению

государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного
и

бесплатного

образовательных

дошкольного
организациях

образования
и

в

в

муниципальных

муниципальных

дошкольных

общеобразовательных

организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая
расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств
обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату
коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); пункт 13 части 2 статьи 26.3
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон № 184-ФЗ), а также по организации предоставления общедоступного
и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления
присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных
организациях (пункты 4, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт
13.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ и полномочия органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, а также создания условий для осуществления присмотра
и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных
организациях (пункты 1 и 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт
11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября
Об организации учета детей – 03

4

2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»), необходимо:
организовать работу в субъекте Российской Федерации, органе местного
самоуправления

муниципального

образования

информирование

граждан,

призванных на военную службу по мобилизации, о наличии в федеральном
законодательстве права на предоставление их детям мест в ДОО в первоочередном
порядке;
обеспечить

необходимые

условия

для

организации

своевременного

подтверждения статуса одного из родителей ребенка, призванного на военную
службу по мобилизации, а также внесение соответствующих изменений в заявление
о постановке ребенка на учет в региональных информационных системах,
указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона № 273-ФЗ в порядке,
установленном на региональном уровне;
обеспечить достаточное количество мест в группах в ДОО (или их
своевременное увеличение (при необходимости)), в том числе по присмотру и уходу
с учетом имеющихся ресурсов, а также с привлечением негосударственного сектора
дошкольного образования и иных мероприятий.
Учитывая социальную значимость организации присмотра и ухода за детьми
дошкольного возраста граждан, призванных на военную службу по мобилизации,
с целью привлечения социальных служб и (или) квалифицированных нянь, полагаем
целесообразным данный вопрос рассмотреть совместно с региональными органами
исполнительной власти, в ведении которых находится решение задач социального
обслуживания населения, проживающего на конкретной территории.

Директор
Департамента
государственной
политики и
управления в сфере
общего образования

Об организации учета детей – 03

МШЭП

М.А. Костенко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».