Музыкальный руководитель
Почему надо развивать музыкальные способности у ребенка как можно раньше?
01.10.2020
Почему надо развивать музыкальные способности у
ребенка как можно раньше?
Период младенчества и раннего детства является очень важным и удивительным
этапом в жизни каждого человека. Исследования известных ученых, педагогов
доказывают, что именно этот период является наиболее благоприятным для
формирования и развития у ребенка памяти, мышления, воображения. Не являются
исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
При регулярных и систематических занятиях, а также при создании благоприятной
атмосферы занятий к школьному возрасту развитие общих и музыкальных
способностей достигнет довольно высокого уровня, что может составить хорошую
базу для дальнейшего обучения и формирования гармонично развитой личности.
Ученые
доказали что при регулярном прослушивании музыки усиливается взаимодействие
между правым и левым полушариями. Обучение чтению, письму, счету развивает
преимущественно левое полушарие, что для дошкольников, в силу возрастных
особенностей, не очень хорошо. Музыка же помогает сохранить это равновесие и
активизирует гармоничную работу обоих полушарий.
Занятия музыкой прежде всего развивают слух, но развивая слух малыша, мы
развиваем и зрительное восприятие, улучшаем координацию движений ребенка,
повышаем его работоспособность.
Можно смело сказать, что главной задачей каждого родителя является не только
вырастить физически здорового и крепкого ребенка, но и обогатить его духовный
мир, развить как общие, так и специальные способности, посредством приобщения к
миру музыки и искусства. И зная основные правила, это сделать очень даже легко.
К сожалению, если не начать вовремя развивать эти способности – они начнут
медленно угасать и не достигнут должного уровня развития.
Из своей практики я могу уверенно сказать, что дети, которые занимались музыкой
с самого раннего детства, опережали своих сверстников по умственному и
психическому развитию в несколько раз. Обучение музыке укрепляет самооценку
ребенка, улучшает концентрацию внимания, формирует лидерские качества.
Слушание музыки
Специалисты-психологи перинатального развития утверждают, что ребенок слышит
звуки еще во внутриутробный период. Они узнают голоса родителей и реагируют на
него. Тревожная музыка вызывает у ещё не родившегося ребенка учащение пульса,
спокойная – умиротворение. Это можно увидеть и на личике ребенка с помощью
аппарата УЗИ.
Восприятие
Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул,
еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в
основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с
ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на
самых ранних этапах его жизни.
Слушание в раннем возрасте играет важную роль:
- развивается музыкальный слух;
- развивается интерес к музыке;
-
развиваются музыкально-сенсорные способности.
Виды слушания
Пение взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных
инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.
Инструментальная музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не
используются эстрадные обработки.
Слушание в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование
подлинных шедевров классической музыки.
Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3 инструментальные пьесы, объединенные
сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и выразителен, после музыкального
произведения или в конце с музыкальным фоном. Недопустимо задавать вопросы при
прослушивание – это этап закрепления.
Игрушка приобретает большое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать
песню, и если ребенок не называет ее, то он покажет игрушку. Использовать
игрушку в слушании – опосредовано.
Слушание музыки в игровой форме. Опосредовано через игрушку.
Использование музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных
инструментах.
Выбор произведения для развития восприятия музыки - очень ответственный момент
для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила,
которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих пристрастий:
Приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит
постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым;
Музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру,
ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся;
Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов,
жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз;
Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные
эмоциональные переживания;
Музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае
ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у
ребенка, что отразится на его поведении;
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные
музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную
музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы.
Музыкальные
фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких
фраз, звучащих 20 – 30 секунд;
Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке скажите ребенку: «Сейчас
будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания
музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним
только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к
музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное
время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время
восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру
музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с
предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у
малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до
конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент
закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если
малыш не устал, продолжите слушание.
Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой
музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную
отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и
дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития
музыкального вкуса.
Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном
исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития
ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой. Это могут быть народные
(лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни и др. Родители
могут петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы
укреплять чувство взаимного доверия, включать в игровую деятельность.
Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию
интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости,
развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности.
Занятие музыкой развивает мозг
Исследователи из «Факультета 100-лекарств» установили взаимосвязь между игрой на музыкальных инструментах и развитием человеческого мозга.
Руководитель исследования Лутц Йенке говорит о том, что умение играть на музыкальном инструменте развивает познавательные способности и меняет само строении мозга. Поэтому, у музыкантов этот орган развит несколько по-другому.
Ученый предложил использовать музыку для улучшения памяти, языковых способностей и настроения. «И хотя глобальным применением музыки в нейропсихологической терапии еще никто не занимался, однако, известно одно — области мозга, которые активизируются при занятиях музыкой, будут развиваться и для других занятий», — поясняет Йенке.
Ранее психологи Макмастеровского университета Канады установили, что уже спустя год с начала занятий на музыкальных инструментах у детей наблюдается рост продуктивности памяти. Важно уточнить, что в исследовании не участвовали изначально музыкально одаренные дети.
Хочется отметить, что до сих пор не прекращаются разговоры ученых о том, что классическая музыка развивает ребенка еще во время беременности.