1 2 Содержание № I 1.1 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. 1.2.4. 1.2.5. 1.3. 1.3.1. 1.3.2. II. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2.1.5. 2.1.6. 2.2. 2.3. III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. Содержание страница Пояснительная записка 3 Целевой раздел 5 Цель и задачи программы воспитания. Целевые ориентиры и 5 планируемые результаты. Методологические основы и принципы построения программы 6 воспитания Уклад образовательной организации 7 Воспитывающая среда ДОО 10 Общности (сообщества) ДОО 10 Социокультурный контекст 12 Деятельности и культурные практики в ДОО. 13 Требования к планируемым результатам освоения программы 14 воспитания. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого 14 и раннего возраста (до 3-х лет) Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного 15 возраста (к 8-ми годам) Содержательный раздел. 16 Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания. 16 Патриотическое направление воспитания 16 Социальное направление воспитания 18 Познавательное направление воспитания 19 Физическое и оздоровительное направление воспитания 20 Трудовое направление воспитания. 22 Этико – эстетическое направление воспитания 22 Особенности реализации воспитательного процесса. 24 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 28 воспитанников в процессе реализации программы воспитания. Организационный раздел 28 Общие требования к условиям реализации программы воспитания. 28 Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО. 30 Организация предметно – пространственной среды. 30 Кадровое обеспечение воспитательного процесса 31 Нормативно-методическое обеспечение реализации программы 31 воспитания. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение 32 планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей. Примерный календарный план воспитательной работы 34 Основные понятия, используемые в программе. 3 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее – программа воспитания) муниципального дошкольного образовательного учреждения Татауровский детский сад «Родничок» (далее – МДОУ ТДС «Родничок») определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольной организации. Программа воспитания является структурным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО). В структуру программы воспитания МДОУ ТДС «Родничок» входит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа учитывает «Примерную рабочую Программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», разработанную ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», одобренную решением Федерального учебнометодического объединения по общему образования (протокол №2/21 от 1 июля 2021г) Рабочая программа воспитания МДОУ ТДС «Родничок» разработана в соответствии с: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384); • Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Основная приоритетная задача стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования и поэтому, начиная с раннего дошкольного возраста, важно прививать детям основы социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования». Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования. Рабочая программа воспитания в МДОУ ТДС "Родничок" строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формирования воспитывающей, 4 личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений в лице: − ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и запросов; − родителей ребенка (законных представителей) и членов его семьи; − государства и общества. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» Целевые ориентиры в программе рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые взаимосвязаны с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Для того, чтобы эти ценности осваивались ребенком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы МДОУ ТДС «Родничок». Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражаются образовательные отношения сотрудничества образовательной организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. МДОУ ТДС «Родничок», в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 5 Рабочая программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники МДОУ ТДС «Родничок» (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель) в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников могут реализовать процесс воспитания в период проживания детьми всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста). Реализация Программы воспитания в МДОУ ТДС «Родничок» предполагает социальное партнерство с другими организациями (МОУ «Татауровская СОШ», Татауровская врачебная амбулатория, МОУ ДО «Ильинский ДЮСШ», КИЦ «Горизонт», сельская библиотека). Раздел I. Целевой 1.1. Цель и задачи программы воспитания. Цель программы воспитания - создание условий для личностного развития дошкольников и их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: - формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; - овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; - приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Данная цель ориентирует педагогических работников МДОУ на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности воспитанников и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным особенностям воспитанников, позволяет выделить в ней следующие задачи, выполнение которых необходимо реализовывать на разных этапах дошкольного образования детей от 1,5 до 7ми лет: • создавать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; • формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; • развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка; • развивать социальные, нравственные, физические, интеллектуальные, эстетические качества; • организовывать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; 6 • воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; • воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; • объединять воспитательные ресурсы семьи и МДОУ ТДС «Родничок» на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; устанавливать партнерские взаимоотношения МДОУ с семьей, оказывать ей психолого-педагогическую поддержку, повышать компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. 1.2. Методологические воспитания основы и принципы построения программы Методологической основой являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: ✓ принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; ✓ принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; 7 ✓ принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; ✓ принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; ✓ принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; ✓ принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; ✓ принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе МДОУ ТДС "Родничок", включающем воспитывающую среду, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад образовательной организации. Уклад МДОУ способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками образовательной организации). Стержнем годового цикла воспитательной работы МДОУ ТДС «Родничок» являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ. Педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе. 8 Ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий. В детском саду создана и развивается система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовывается единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей становится новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи, организованные в МДОУ и в некоторых группах дошкольного учреждения. Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и художественной значимостью. Структура учебного года в МДОУ ТДС «Родничок» Содержание деятельности Временной период Образовательная деятельность (учебный год) С 01.09. по 31.05. Первый диагностический период (без отрыва от воспитательно - образовательной деятельности) С 01.09. по 15.09. Общероссийские новогодние каникулы С 01.01. по 10.01. Второй диагностический период (без отрыва от воспитательно - образовательной деятельности) С 15.05 по 25.05. Летний оздоровительный период С 01.06. по 31.08. Структура образовательного процесса в режиме дня Структура образовательного процесса в режиме дня (пребывание детей в ДОУ – 10,5 часов) Утренний блок Дневной блок Вечерний блок с 7.30 до 9.00ч. с 9.00 до 15.30 с 15.30 до 19.00 - взаимодействие с семьёй; - игровая деятельность -взаимодействие с семьёй - игровая деятельность; -образовательная деятельность - игровая деятельность -физкультурнооздоровительная работа; - завтрак; -совместная -второй завтрак -прогулка: деятельность -физкультурно- -физкультурно – оздоровительная работа - совместная деятельность воспитателя с ребенком 9 воспитателя с детьми в ходе оздоровительная работа, режимных процессов: - совместная деятельность - индивидуальная работа; воспитателя с детьми по реализации проектов, -самостоятельная деятельность интересам; детей по - экспериментальная и опытническая деятельность, -различные виды детской - трудовая деятельность в деятельности по природе ознакомлению с родным - индивидуальная работа краем. -самостоятельная -индивидуальная работа -прогулка - свободная самостоятельная деятельность детей по интересам - различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем. деятельность детей по интересам - различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем. Решение образовательных и воспитательных задач в ходе режимных моментов Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметноразвивающей и игровой среде Индивидуальная работа Образовательная и воспитательная деятельность в семье Решение воспитательных и образовательных задач в семье Основные формы: - игра; -занятие; -наблюдение; -эксперимент; -беседа; -решение проблемных ситуаций; -проектная деятельность; -и др. Организация прогулки Совместная образовательная и воспитательная деятельность педагогов и детей НОД В режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Задачи периода Тема недели месяц Модель образовательно – воспитательного процесса в МДОУ ТДС «Родничок» 10 Реализация непосредственно образовательной деятельности (НОД) Содержание Возрастные группы 1 гр. 2я группа Вторая Средняя Старшая раннего младшая группа группа раннего возраста группа возраста (4-5 лет) (5-7 лет) (2-3 года) (3-4 года) (1-2 года) Количество 1 1 1 1 1 возрастных групп Объём образовательной 10/ 80-100 10/ 80-100 11/165 12/240 15/375 нагрузки в неделю (кол/мин) Максимально допустимый объём недельной нагрузки для детей раннего и дошкольного возраста, а также продолжительность непрерывной образовательной деятельности регламентируются в соответствии СанПиН. 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда в МДОУ ТДС «Родничок» строится по трем линиям: – «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами; – «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания; – «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: 11 - быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; - мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; - поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; - заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; - содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; - воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); - учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; - воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. 12 Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Придаёт детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивает у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду созданы условия для взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими — это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатели соблюдают кодекс нормы профессиональной этики и поведения: - педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; - улыбка - всегда обязательная часть приветствия; - педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; - педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; - тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; - уважительное отношение к личности воспитанника; - умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; - умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; - уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; - умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; - умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 13 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст — это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста партнерства образовательной организации. опирается на построение социального В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в МДОУ ТДС «Родничок». Деятельностный характер воспитания в ДОО есть настоятельная потребность дошкольного периода. Ребенок - дошкольник познает мир, развивается и воспитывается только в деятельности. Это может быть рисование или игра, наблюдение или конструирование, партнерская деятельность взрослого с детьми или свободная самостоятельная деятельность самих детей, вместе или в уединении, воспитывающий потенциал деятельности в ее содержании и постепенно становящейся, образующейся позиции ребенка. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); 14 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу дошкольного возраста. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет). Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Патриотическое Ценности Показатели Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудни чество Способный понять и принять, что такое «хорошо»и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способныйбесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 15 Физическое и оздоровитель ное Здоровье Трудовое Труд Этикоэстетическое Культура и красота Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спатьи т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в образовательной организации, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности . Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8-ми лет). Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Патриотическое Социальное Ценности Показатели Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Человек, семья, дружба, сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 16 Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, в игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Физическое и оздоровитель ное Здоровье Трудовое Труд Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Этикоэстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 17 Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке любви, интереса к своей стране - России, своему краю, народу России в целом (гражданский патриотизм), ощущения принадлежности к своему народу. патриотического направления нравственных качеств, чувства малой родине, своему народу и ответственности, трудолюбия; Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитателю МДОУ необходимо сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: − ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; − организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; − формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. Региональный компонент в воспитательной работе в данном направлении в МДОУ ТДС «Родничок» представлен программой «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре народов Бурятии», авт-сост. З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. Улан-Удэ, изд-во БГУ 2010. Цель программы - помочь педагогам раскрыть дошкольнику ценности окружающего мира; дать понятие о культуре, быте, традициях и обычаях родного народа; сформировать чувства национального самосознания, миролюбия, толерантности. 18 Традиционные события в МДОУ: День Знаний, День народного единства, День Защитника Отечества, Праздник Белого месяца, День Победы, День Защиты Детей, День России, День семьи, любви и верности, ежегодный конкурс «Патриотический уголок» среди групп ДО. Мероприятия, проводимые в группах: акции «Окна Победы», «Книга Памяти», проекты «Наша Армия родная»», «Прибайкалье мое», конкурсы чтецов, тематическая неделя «Писатели Бурятии – детям», мероприятия «Русские народные промыслы» , «Легенды о Байкале», «День народного единства» , проект «Костюмы народов Бурятии» «День защитников Отечества», «Правнуки Победы» и т.д. 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Основные задачи социального направления воспитания: 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатели ДОУ сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; - воспитание у детей навыков поведения в обществе; - обучение детей навыкам сотрудничества, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; - обучение детей анализу поступков и чувств – своих и других людей; - организация коллективных проектов заботы и помощи; - создание доброжелательного психологического климата в группе. Традиционные мероприятия, проводимые в МДОУ ТДС «Родничок»: - День Отца; - День Матери; - новоселье в группе; - соревнования - эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья»; - неделя творчества «В ожидании Новогоднего чуда»; - Рождественские посиделки; 19 - проводы зимы, Масленица; - соревнования с участием пап и дедушек, посвященные Дню Защитника Отечества; - мероприятия с участием мам и бабушек ко Дню 8 Марта; - Командный квест на сплочение коллектива по профилактике ДТТ и знания ПДД; - Прощание с детским садом – выпускной; - поход ко Дню семьи, любви и верности. Мероприятия, проводимые в группах: проекты ко Дню Матери, проект «Моя семья», телепередача «Устами младенца» ко Дню Матери, фото – проект «Живописные места Татаурово», социальные и экологические акции («Бессмертный полк», «Покормите птиц зимой» «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Посади дерево») чтение и анализ произведений детских писателей и поэтов, конкурсы рисунков «Мои друзья», акция по профилактике ДТТ «Стань заметнее» и др. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) знаний; формирование ценностного отношения к взрослому как источнику 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и беседы.). Направления деятельности воспитателя: совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. В МДОУ ТДС «Родничок» реализуется образовательная программа Л.Е.Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет». В программе последовательно учитываются возрастные особенности детей – дошкольников. 20 Особое значение уделяется развитию и обновлению предметно-пространственной среды, отвечающей задачам данного направления: регулярно обновляется нагляднодидактическое обеспечение групп, пополняется детская библиотека, методическое и дидактическое сопровождение, в группах имеются и пополняются зоны детского экспериментирования (мини-лаборатории), создана библиотека обучающих и развивающих видео – материалов на сайте ДОУ. Традиционные мероприятия в МДОУ ТДС «Родничок»: - День Знаний; - неделя книги; - неделя писателя; - неделя сказки; - конкурс чтецов; - олимпиады; - проекты «Человек и космос»; - неделя познавательных исследований и экспериментов «В гостях у Знайки». Мероприятия, проводимые в группах: познавательные проекты «Волшебница вода», «Огород на окне», «Огонь – друг, огонь - враг», «Вулканы», «Времена года», «Домашние животные», «Животные моего края», «Красная книга Бурятии», фото-проект «Байкал в любое время года», фото-проект «Скала Черепашка – символ Прибайкалья», познавательная викторина «Мой космос», «День России» - знакомство с символами государства, исследовательские проекты «Мини ферма «ЧервячОК»», «От корешка до вершка», проект по ФГ «Деньги. Откуда и куда?», проект «В стране полезных продуктов», тематическая неделя «Все профессии важны – все профессии нужны!» 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: - обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; - закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; - укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; 21 - формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; - организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; - воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Для решения задач педагогами ДОУ используется авторская программа Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993г. и авторское пособие Н.Ф. Шуваевой «Здоровье» для детей от 3-х до 7-ми лет, адаптированное к условиям МДОУ «Родничок» инициативно - творческой группой совместно с медицинским работником. Применение программы «Здоровье» помогает педагогам под руководством медицинского работника проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями. В ДОУ ведется работа с детьми по совершенствованию основных движений, формированию правильной осанки во всех видах деятельности, воспитанию гигиенических привычек и телесной рефлексии (знание своего тела, названий его отдельных частей), развитию самостоятельности, творчества, воспитания красоты, выразительности и грациозности движений, осознанного отношения к ним. Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья у воспитанников МДОУ ТДС «Родничок» происходит через организацию мероприятий, направленных на воспитание у детей ценности здоровья. Традиционными являются мероприятия, направленные на: организацию подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр на территории детского сада и в лесной зоне близ п. Татаурово; - создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; - соблюдение оздоровительных традиций в МДОУ ТДС «Родничок»; сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах формирования стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, пропаганды здорового образа жизни; организацию эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о ЗОЖ (видеоролики, короткие презентации, спектакли, экскурсии и т.д.); проектирование цикла разных по форме познавательных занятий, позволяющих детям усваивать знания о строении организма и приобретать первоначальные навыки ОБЖ. Мероприятия, проводимые в возрастных группах: спортивные развлечения и досуги, физкультурные праздники «Веселые старты», «Быстрые, ловкие, смелые», «Зимние и летние старты», проекты «Я- человек», «Мойдодыр в гостях у деток», «Зимняя Олимпиада», викторина «Зимние виды спорта», флешмоб «Чтоб всегда здоровым быть, надо…» и др. 22 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Реализация этих задач осуществляется через совместный труд взрослых и детей во время проведения «Дней добрых дел» в ДОУ, через знакомство с трудом взрослых, организацию трудовых поручений и дежурств в повседневной жизни группы, воспитание у ребенка бережливости и аккуратности, через трансляцию собственного примера трудолюбия и занятости. Традиционные мероприятия в группах: «Книжкина больница», «Мамины помощники», «Чистая пятница», изготовление подарков для друзей и близких, выставки «Умелые руки не знают скуки», «Кормушки для птиц своими руками», «Игрушки из бросового материала», фольклорное развлечение «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и др. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель: 23 учит детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывает культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; - воспитывает культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво; воспитывает культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО; среды и др. организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей Создавая условия для многообразной и увлекательной активности детей в художественно - эстетическом освоении окружающего мира, учитывая то, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, педагоги ДОУ реализуют долгосрочный проект на основе авторской технологии интеллектуально-творческого развития детей 2- 7 лет "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки" М.И.Родиной. Проект позволяет осуществлять индивидуальный. творческий, а также деятельностный подход в эстетическом воспитании дошкольников. С целью развития у детей эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности в дошкольных группах идет работа по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».И.А.Лыковой - М.: Мозаика-Синтез, 2008. Отличительной особенностью данной программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей. В соответствии с задачами авторской программы создаются условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, развивается эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 24 Традиционными для МДОУ ТДС "Родничок" стали совместные выставки продуктивных видов детской деятельности в рамках тематического пространства, помогающего реализовать принцип комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГОС к структуре ООП ДО, а также деятельностный подход в эстетическом воспитании дошкольников. В ДОУ проходят выставки поделок "Чудеса Осени", "Игрушки для малышей - своими руками", "Космос далекий и близкий" и др., выставки рисунков к праздничным и знаменательным датам: "Мамин день", Новогодняя открытка", " Наша армия родная", "День 9 Мая","Моя семья", выставки совместного детско-взрослого творчества по результатам реализации проектов в группах МДОУ: презентации индивидуального творчества. Концерты, спектакли Бурятского театра кукол "Ульгэр", Русского драматического театра им. Бестужева, организованные для детей МДОУ, творческие представления воспитанников и взрослых, посещение интересных событий поселка помогают создавать эстетически развивающую среду. Конкурсы стихов, недели книги, недели поэтов и писателей, широкое использование в практике общения звучащей литературной речи формирует у детей чувство прекрасного на основе восприятия художественного слова на родном языке. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса. Географическое положение (жизнь в одной из красивейших республик Российской Федерации - Бурятии, близость уникального озера Байкал, реки Селенга, г. Улан-Удэ), социокультурное окружение (многонациональность и многоязычность народов, проживающих в республике, развитая культура и возможность погружения в культурную среду), развитие туризма и отдыха в Республике Бурятия и многое другое позволяют коллективу МДОУ ТДС "Родничок" развивать личность ребенка, создавать условия для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, формировать чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В МДОУ ТДС «Родничок» реализуется программа «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре народов Бурятии», авт-сост. З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. Улан-Удэ, изд-во БГУ 2010. 25 Цель программы: помочь педагогам раскрыть дошкольнику ценности окружающего мира; - дать понятие о культуре, быте, традициях и обычаях родного народа; - сформировать чувства национального самосознания, миролюбия, толерантности. В рамках реализации блоков «Основы мироздания» (разделы «Мой край – Бурятия», «Природа родного края», «Народный фольклор»), «В мире искусства» (разделы «На душе у писателя», «В студии у художника», «Народные праздники»), «Народное декоративноприкладное искусство», «В мире игр и развлечений», «Страна чудес - сказка» в программе представлен практический материал: конспекты мероприятий, занятий, праздников, авторские региональные игры, фольклор. Программа предполагает творчество самого педагога, учет интересов и особенностей восприятия материалов программы детьми группы, объединяет различные разделы и области образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также допускает возможность применения различных авторских технологий в ее реализации. Содержание данной программы ориентировано на приобщение детей к традиционной культуре бурятского и русского народов, на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей, на формирование основ толерантного мышления. Ключевыми моментами уклада МДОУ ТДС «Родничок» являются: - ежедневое воспитательно-образовательное взаимодействие педагогов с воспитанниками и их семьями в различных формах: беседы, консультирование, НОД, совместная игровая деятельность; - проведение 1 раз в 2 месяца общих мероприятий, в которых принимают участие все педагоги и воспитанники детского сада вместе с родителями (утренники, досуги, конкурсы, соревнования) в целях формирования партнерских взаимоотношений взрослых и детей и активного вовлечения ребенка в социум; - ежегодно, на основе мониторинга эффективности педагогического процесса определяются годовые задачи, являющиеся приоритетным направлением деятельности педагогов МДОУ ТДС «Родничок» в течение всего учебного года. Это позволяет скорректировать и тем самым повысить эффективность воспитательной работы в целях формирования у ребенка системы ценностей и взглядов на окружающий мир и своем месте в нём. В отличии от других ДОО Прибайкальского района, МДОУ ТДС «Родничок» не испытывает затруднений с приемом детей, обеспечивая услугами по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста всех нуждающихся жителей, включая жителей соседнего села Старое Татаурово, осуществляя образовательную деятельность по воспитанию и развитию детей в соответствии с образовательными программами дошкольного образования. С детьми ведут работу семь воспитателей, музыкальный руководитель и логопед. В МДОУ функционируют две группы раннего возраста и три группы дошкольного возраста. Детский сад располагает комплексом необходимых помещений, включая музыкальный и спортивный залы. 26 В целях обеспечения культурного и образовательного пространства в рамках личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу, успешного функционирования и развития ДОУ, осуществляется взаимодействие с различными учреждениями и организациями поселка. Учреждение МО УО Прибайкальского района Татауровская СОШ Результаты сотрудничества Нормативно-правовое обеспечение, финансирование, комплек содействие в развитии ДОУ, профессиональные конкурсы, консультирование, управленческий аудит, контрольно – инспекционная деятельность. В течение учебного года дети имеют возможность познакомиться со школой и будущим учителем, что способствует снижению уровня дезадаптации. Взаимосвязь психологической службы школы с детским садом позволяет вносить своевременные коррективы в программу подготовки детей к школьному обучению. Совместные родительские собрания детского сада и школы. Посещение школьной библиотеки детьми старшей группы Взаимопосещения педагогов ДОУ и СОШ Детская библиотека Посещение поселковой библиотеки, проведение бесед, праздников по ознакомлению с художественной литературой. С целью формирования у детей нравственно-этических норм, развития познавательных процессов, творческого мышления, фантазии и воображения сотрудники библиотеки и воспитатели организовывают совместные мероприятия с просмотром театральных постановок, сказок, мультфильмов. В ДОУ работает библиотека-передвижка. Дети и сотрудники имеют возможность познакомиться с КИЦ «Горизонт» п. Татаурово Ильинская ДЮСШ Татауровская врачебная амбулатория книжными новинками, взять напрокат понравившуюся литературу, компакт-диски с любимыми сказками и музыкальными произведениями. Выступления детей, просмотр спектаклей и концертов, участие детей в творческих кружках. Посещение спортивных секций воспитанниками ДОУ Консультации специалистов. Своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка, ведущих к появлению проблем в его обучении и воспитании. Осмотр, диспансеризация и вакцинация детей. Особенности ОО, связанные с работой с детьми возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. с ограниченными 27 МДОУ ТДС «Родничок» посещает ребенок - инвалид с нарушением ОДА (детский церебральный паралич). С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА в ДОУ соблюдены следующие условия: - в коридорах и групповой комнате установлены поручни; - соблюдается рекомендации лечащего врача по определению нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, ношение ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.) - осуществляется работа по формированию навыков самообслуживания и гигиены; - оказывается логопедическая помощь по коррекции речевых расстройств; - подбирается мебель, соответствующая потребностям ребенка с двигательными нарушениями; - предоставляется возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе. Персонал МДОУ активно привлекается к взаимодействию с ребенком – инвалидом. Оказывает физическую помощь ребенку при передвижении по организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.; всеми средствами формирует толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей. Ребенок с ОДА привлекается к участию в совместных досуговых и спортивномассовых мероприятиях. Специально оборудованных учебных кабинетов для работы с такими детьми в МДОУ нет. Педагог, работающий в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ, прослушал курс «Особенности психического развития детей с ОВЗ и специфика работы педагогических работников в условиях ДОУ» В МДОУ ТДС «Родничок» для работы с детьми с ОВЗ имеются: • музыкальный зал, • спортивный зал • спортивная площадка • кабинет логопеда • медицинский кабинет В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в помещении детского сада оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь: мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, беговые дорожки, фитболы, массажные мячи, баскетбольное кольцо, маты, акустическая система. 28 Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа. Основные направления и формы взаимодействия с родительской общественностью: 1. Взаимное информирование: - формы: неформальные встречи, консультации, беседы, опросы, консультирование, в том и числе с использованием онлайн технологий, организация конференций, родительских собраний, информационных стендов (в т.ч. в сети Интернет, на сайте ДОО), создание памяток, публикации в СМИ, выступлений на мероприятиях различного уровня. 2. Педагогическое сопровождение самообразования родителей: - формы: «родительские университеты» в онлайн режиме, семейные гостиные, мастер-классы очно и онлайн, тематические мероприятия: выставка литературы, тренинги, семинары, круглые столы, и др. 3. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: - формы: совместное чтение, занятия, представления и утренники, экскурсии, походы. Проведение Дня открытых дверей Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания МДОУ ТДС "Родничок" реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад МДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 29 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания описаны в организационном разделе ООП ДО. Уклад задает ценности воспитания - как инвариантные, так и свои собственные, - для всех участников образовательных отношений: руководителя МДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения МДОУ. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в МДОУ ТДС "Родничок", нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Основные характеристики уклада ДОО отражены в следующих документах: Характеристика Ценностно-смысловое жизнедеятельности МДОУ ТДС «Родничок». наполнение Ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности МДОУ ТДС «Родничок»: - специфика организации видов деятельности; - обустройство РППС; - организация режима дня; - разработка традиций и ритуалов МДОУ ТДС «Родничок»; - праздники и мероприятия Принятие всеми участниками образовательных отношений уклада МДОУ ТДС «Родничок». Документ Устав МДОУ ТДС «Родничок», локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика. ООП ДО МДОУ ТДС «Родничок», Рабочая Программа воспитания МДОУ ТДС «Родничок». Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие МДОУ ТДС «Родничок» с семьями воспитанников. Социальное партнерство МДОУ ТДС «Родничок» с социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда — это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. 30 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МДОУ ТДС «Родничок» Событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Формы проектирования событий: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, экологические акции и т. д.). 3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее - ППС) отражает федеральную и региональную специфику ДОО и включает: - оформление помещений; - оборудование; - игрушки. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий ДОО. Среда экологична, природосообразна и безопасна. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. 31 Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда гармонична и эстетически привлекательна. 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Общую координацию воспитательного процесса в МДОУ ТДС «Родничок» осуществляет заведующий. Реализуют рабочую программу воспитания специалисты: музыкальный руководитель, логопед, воспитатели групп. Повышение квалификации педагогов по вопросам воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей осуществляется в соответствии с графиком аттестации, планом самообразования педагогов. Традиционным для детского сада является посещение выпускной группы (старшей) учителем начальных классов Татауровской СОШ в целях знакомства с детьми для успешной школьной адаптации. Также в конце учебного года воспитанников старшей группы обследует на предмет готовности к школе педагог - психолог Татауровской школы. 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1. Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155; 5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; 7. Конвенция о правах ребёнка; 32 8. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 Основные локальные акты: − Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Татауровский детский сад «Родничок»; − Календарный учебный график; − План работы на учебный год. 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование — это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. На уровне воспитывающих сред. ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. 33 Основными условиями реализации инклюзивного образования являются: Программы воспитания при реализации 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; 5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях МДОУ являются: ✓ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; ✓ формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; ✓ обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; ✓ обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; детей с ✓ расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; ✓ взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; ✓ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ✓ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 3.7.Календарный план воспитательной работы Календарный (событийный) план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: - погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); - разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; 34 - организация события, которое формирует ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Примерный календарный план воспитательной работы МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» на 2021 – 2022 учебный год. Сроки Направления воспитания Возрастные группы Младшая группа Средняя группа Старшая группа Патриотическое Адаптационный период Флешмоб «С днем дошкольного работника!» Сентябрь Интеграция направлений воспитания Литературно – музыкальные встречи «Осенняя пора – очей очарованье!» Интеграция Октябрь направлений воспитания Трудовое Ноябрь Интеграция направлений воспитания Праздники «Пора золотая!» Конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Дары Осени» Акция по уборке и обустройству прогулочных участков «Дни добрых дел!» Игровая программа, посвященная Дню народного единства «Вместе весело играть!» Праздничный концерт, посвященный Дню матери «Солнышко в доме» Этико- эстетическое Физкультурнооздоровительное Фотовыставка «Вместе с мамой» Фотовыставка «Профессия моей мамы» Фотоконкурс «Спортивная семья» 35 Экологическая акция Патриотическое Трудовое Патриотическое Познавательное Декабрь Этикоэстетическое «Накорми птиц» «Кормушки для пернатых» Проект «Где живет Дед Мороз?» «Мой подарок Деду Морозу» Информационная акция для жителей поселка «Ёлочка, живи!» Эстафеты «Юные пожарные» Физкультурнооздоровительное Этикоэстетическое Конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Волшебные «Веселый снежинки» Снеговик» Интеграция направлений воспитания «Зимняя сказка» Праздники «Новогодний хоровод» Патриотическое Акция «Накорми птиц!» Трудовое Игровые программы Январь Февраль Социальное «Зимние забавы» Колядки для детей средних и младших групп Патриотическое Акция «Накорми птиц!» Трудовое Акция по обустройству прогулочных участков «Дни добрых дел!» Интеграция направлений воспитания Конкурс чтецов Физкультурнооздоровительное Патриотическое «Наша гостья - Зима!» Спортивный праздник «Малыши – крепыши» Музыкально-спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества Праздничное гуляние «Широкая Масленица» 36 Экскурсии в мини-музеи Развлечение «Сагаалган «Родной край», «Русская изба» – Белый месяц» Патриотическое Акция «Накорми птиц!» Трудовое Март Апрель Интеграция направлений воспитания Праздники, посвященные Международномуженскому дню Интеграция направлений воспитания Мероприятия по ОБЖ Театрализованное представление по безопасности Физкультурно- Спортивные мероприятия, посвященные Оздоровительное Всемирному дню здоровья Интеграция направлений воспитания «Самые лучшие на свете!» «В гостях у «Уроки «Если хочешь Мойдодыра» Айболита» быть здоров…» Экскурсия в мини – музей «Космос» Конкурс начального моделирования и изобразительного творчества «Космические дали» Май Патриотическое Этикоэстетическое Познавательное Акция «Окна Победы» Акция «Книга Памяти» Музыкально-литературный праздник «Мы помним - мы гордимся!» Шествие по территории ДОУ «Бессмертный полк» Трудовое Акция по уборке и обустройству прогулочных участков «Дни добрых дел!» Патриотическое Социально – экологическая акция «Посади дерево» Трудовое Интеграция направлений воспитания Праздник "До свиданья, детский сад!» 37 Июнь Интеграция направлений воспитания Июль Август Музыкальное развлечение, посвященноеДню защиты детей Интеграция направлений Музыкальное развлечение, посвященное Дню семьи, любви и верности «Настоящая семья – это воспитания много дружных Я» Патриотическое Познавательное Мероприятия, посвященные государственному флагу РФ. 38