Муниципальное дошкольное образовательное учреждений Татауровский детский сад «Родничок» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель ТК Заведующая МДОУ ТДС «Родничок» __________Е.И. Дракунова ___________В.В.Подойницына Протокол №__от «__» _______20__г Приказ № «__» от_________20__г ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда (СУОТ) в МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» п.Татаурово 2022г 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в ДОУ (далее – Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Трудовой кодекс Российской Федерации; «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (введено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 776н); «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст); «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст); иные нормативно-правовые акты об охране труда. 1.2. Система управления охраной труда в ДОУ (далее – СУОТ) является составной частью системы управления его хозяйственной деятельностью, обеспечивающей управление профессиональными рисками, связанными с производственной деятельностью административно-педагогического и технического персонала ДОУ. 1.3. СУОТ представляет собой единство: организационной структуры управления ДОУ (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда; мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда; документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы. 1.4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: постоянное улучшение показателей в области охраны труда; соблюдение законодательных и иных норм; достижение целей в области охраны труда. 1.5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков) с учётом потребностей и ожиданий работников ДОУ, а также других заинтересованных сторон. 1.6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих в ДОУ в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) ДОУ, находящихся в его ведении. 1.7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам ДОУ, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях ДОУ, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах ДОУ в соответствии с требованиями применяемых в ДОУ нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ. 2. Разработка и внедрение СУОТ 2.1. Политика (стратегия) в области охраны труда является: локальным актом, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией заведующего ДОУ о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. 2.2. Политика (стратегия) по охране труда: направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; соответствует специфике экономической деятельности и организации работ в ДОУ, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда; определяет соответствие оказываемых услуг в сфере образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте от 1,6 до 7 лет установленным требованиям безопасности; отражает цели в области охраны труда; включает обязательства администрации ДОУ по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах; включает обязательство администрации ДОУ совершенствовать СУОТ; учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. 2.3. Заведующий ДОУ обеспечивает: предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ; документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления ДОУ информации об ответственных лицах и их полномочиях. 2.4. Заведующий ДОУ назначает работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с администрацией ДОУ в рамках функционирования СУОТ с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления ДОУ. 2.5. Разработка, внедрение и поддержка процесса взаимодействия с работниками и их участия в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается с учетом: определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ; определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ. 2.6. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам: установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ; установление целей в области охраны труда и планирование их достижения; выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда; определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах ДОУ функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда; установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда. 2.7. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. 3. Планирование 3.1. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности. 3.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков. 3.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. N 36). 3.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных ДОУ объектах. 3.5. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей. 3.6. Методы оценки уровня профессиональных рисков рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей. 3.7. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей. 3.8. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией. 3.9. Заведующий ДОУ обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. 3.10. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных в ДОУ опасностей или снижение уровня профессионального риска. 3.11. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а управления/контроля рисков приведен в приложении N 1. также мер 3.12. Относящиеся к деятельности дошкольных образовательных учреждений государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ. 3.13. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ. 3.14. В Плане мероприятий по охране труда в ДОУ рекомендуется указывать следующие примерные сведения: наименование мероприятий; результат по каждому мероприятию; сроки реализации по каждому мероприятию; ответственные лица за реализацию мероприятий; выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий. 3.15. При составлении Плана мероприятий по охране труда заведующий ДОУ вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 771н). 3.16. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая: изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; изменения в условиях труда работников; внедрение новых процессов или изменение услуг сопровождающихся изменением расположения рабочих мест. и процессов, 3.17. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, функциональные возможности. 3.18. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. 3.19. Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения. 3.20. Цели рекомендуется формулировать с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. 3.21. Количество целей по охране труда в ДОУ рекомендуется определять с учетом специфики его образовательной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний. 3.22. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе: возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения; возможность учета применимых норм, результатов оценки рисков, результатов консультаций с работниками. 3.23. При планировании достижения целей рекомендуется определять: необходимые ресурсы; ответственных лиц; сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными); способы и показатели оценки уровня достижения целей; влияние поставленных целей в области охраны труда на работу ДОУ. 3.24. Заведующий ДОУ по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ. 4. Обеспечение функционирования СУОТ 4.1. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ рекомендуется использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, функциональные возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон. 4.2. Для обеспечения функционирования СУОТ заведующему ДОУ рекомендуется: определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность (включая положения профессиональных стандартов); обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их; обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда; документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда. 4.3. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства. 4.4. Рекомендуется информировать работников в рамках СУОТ: о политике и целях в области охраны труда; о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение; о результатах расследования несчастных случаев в ДОУ и микротравм (микроповреждений); об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления. 4.5. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками заведующему ДОУ рекомендуется установить с учетом специфики деятельности ДОУ с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов. 4.6. При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации: включение соответствующих положений в трудовой договор работника; ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон; изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; использования информационных ресурсов телекоммуникационной сети "Интернет"; в информационно- размещения соответствующей информации в общедоступных местах; проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией. 5. Разработка и внедрение СУОТ 5.1. Политика (стратегия) в области охраны труда является: локальным актом, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией заведующего ДОУ о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. 5.2. Политика (стратегия) по охране труда: направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; соответствует специфике экономической деятельности и организации работ в ДОУ, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда; определяет соответствие оказываемых услуг в сфере образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте от 3-х до 7 лет установленным требованиям безопасности; отражает цели в области охраны труда; включает обязательства администрации ДОУ по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах; включает обязательство администрации ДОУ совершенствовать СУОТ; учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. 5.3. Заведующий ДОУ обеспечивает: предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ; документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления ДОУ информации об ответственных лицах и их полномочиях. 5.4. Заведующий ДОУ назначает работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с администрацией ДОУ в рамках функционирования СУОТ с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления ДОУ. 5.5. Разработка, внедрение и поддержка процесса взаимодействия с работниками и их участия в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается с учетом: определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ; определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ. 5.6. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам: установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ; установление целей в области охраны труда и планирование их достижения; выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда; определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах ДОУ функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда; установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда. 5.7. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. 6. Планирование 6.1. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности. 6.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков. 6.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. N 36). 6.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных ДОУ объектах. 6.5. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей. 6.6. Методы оценки уровня профессиональных рисков рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей. 6.7. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей. 6.8. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией. 6.9. Заведующий ДОУ обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. 6.10. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных в ДОУ опасностей или снижение уровня профессионального риска. 6.11. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а управления/контроля рисков приведен в приложении N 1. также мер 6.12. Относящиеся к деятельности дошкольных образовательных учреждений государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ. 6.13. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ. 6.14. В Плане мероприятий по охране труда в ДОУ рекомендуется указывать следующие примерные сведения: наименование мероприятий; результат по каждому мероприятию; сроки реализации по каждому мероприятию; ответственные лица за реализацию мероприятий; выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий. 6.15. При составлении Плана мероприятий по охране труда заведующий ДОУ вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 771н). 6.16. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая: изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; изменения в условиях труда работниках; внедрение новых процессов или изменение услуг сопровождающихся изменением расположения рабочих мест. и процессов, 6.17. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, функциональные возможности. 6.18. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. 6.19. Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения. 6.20. Цели рекомендуется формулировать с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. 6.21. Количество целей по охране труда в ДОУ рекомендуется определять с учетом специфики его образовательной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний. 6.22. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе: возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения; возможность учета применимых норм, результатов оценки рисков, результатов консультаций с работниками. 6.23. При планировании достижения целей рекомендуется определять: необходимые ресурсы; ответственных лиц; сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными); способы и показатели оценки уровня достижения целей; влияние поставленных целей в области охраны труда на работу ДОУ. 6.24. Заведующий ДОУ по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ. 7. Обеспечение функционирования СУОТ 7.1. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ рекомендуется использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, функциональные возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон. 7.2. Для обеспечения функционирования СУОТ заведующему ДОУ рекомендуется: определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность (включая положения профессиональных стандартов); обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их; обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда; документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда. 7.3. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства. 7.4. Рекомендуется информировать работников в рамках СУОТ: о политике и целях в области охраны труда; о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение; о результатах расследования несчастных случаев в ДОУ и микротравм (микроповреждений); об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления. 7.5. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками заведующему ДОУ рекомендуется установить с учетом специфики деятельности ДОУ с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов. 7.6. При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации: включение соответствующих положений в трудовой договор работника; ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон; изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; использования информационных ресурсов телекоммуникационной сети "Интернет"; в информационно- размещения соответствующей информации в общедоступных местах; проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.