Принято На заседании педагогического совета Утверждаю: МДОУ ТДС «Родничок» Протокол № 3 от 04 сентября 2023г. Учебный план МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план составлен с учетом требований, определенных нормативными документами: - - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ, от 29.12. 2012г Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13(с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования Приказ № 1028 от 25.11.2022г Минпросвещения России; Устав МДОУ Татауровский детский сад «Родничок», утвержденный приказом начальника УО Прибайкальского района № 166 от 22.11.2016 года; Лицензия №2079 от 26.03.2014г., серия 03Л01 № 0000572; Локальные акты МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» Целевой направленностью учебного плана является распределение непосредственно образовательной деятельности и объемов учебного времени, отводимого на их изучение по возрастам, обеспечение качественного и систематического образования детей в соответствии с основной общеобразовательной программой, дополнительными общеобразовательными программами. Учебный план, расписание образовательной деятельности призваны обеспечить единство и преемственность основных видов детской деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, музыкальной и др.) через организацию образовательных ситуаций в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Организация образовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Учебный план составлен на 5-ти дневную учебную неделю. В соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 предельно допустимая образовательная нагрузка в неделю при организации непосредственно образовательной деятельности, включая реализацию дополнительных образовательных программ (кружки, секции), не превышает установленных норм: в группах 3-го года жизни – 1,5 часа (11 занятий по 10 минут); в группах 4-го года жизни – 2 часа 45 минут (12 занятий по 15минут); в группах 5-го года жизни – 4 часа (13 занятий по 20 минут); в группах 6-го года жизни – 6 часов 15 минут (15 занятий по 25минут). При составлении расписания учитывались требования к максимально допустимому количеству непрерывной образовательной деятельности в первой половине дня в разных возрастных группах: согласно п. 12.9. непрерывная образовательная деятельность (занятия) в группах 3-го года жизни проводятся следующим образом: одно занятие в первую половину дня, одно во вторую половину дня. в группах 4-го и 5-го года жизни – максимальное количество непрерывной образовательной деятельности в первой половине дня не превышает двух (30 минут и 40 минут соответственно); в старших и подготовительных группах – максимальное количество непрерывной непосредственно образовательной деятельности(занятий) в первой половине дня не превышает трех (45 минут и 1.5 часа соответственно). Занятия проводятся фронтально и по подгруппам, перерывы между двумя занятиями составляют 10 минут. В середине занятий статического характера проводится физкультминутка. Физкультурные занятия проводятся в группе детей 2-3 лет – 2 раза в неделю, в группах детей от 3-7 лет – 3 раза в неделю: 2 в спортивном зале и 1 на свежем воздухе, в соответствии с требованиями п. 13.4 и п. 13.5. - В соответствии с требованиями СанПиН непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения (познавательное развитие, развитие математических представлений, развитие речи, дни наиболее высокой работоспособности – вторник, среда, четверг. Для профилактики утомления детей эта непрерывная образовательная деятельность чередуется с физкультурными и музыкальными занятиями. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Организация образовательного процесса в МДОУ ТДС «Родничок» осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО) и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте: (ФГОС п. 2.7.) . предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; . экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); . общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; . самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); . восприятие смысла музыки, сказок, стихов; . рассматривание картинок; . двигательная активность; для детей дошкольного возраста: . игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; . коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); . познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); . восприятие художественной литературы и фольклора; . самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); . конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; . изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); . музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) . двигательная деятельность (овладение основными движениями). Непосредственно образовательная деятельность организуется в каждой возрастной группе, в соответствии с вышеуказанными видами детской деятельности. Основная форма организации образовательной деятельности – совместная деятельность, которая предполагает партнерское взаимодействие воспитателя с детьми в условиях организации различных видов детской деятельности. План составлен с соблюдением минимального количества видов непосредственно образовательной деятельности. Количество видов ООД на освоение дополнительных общеразвивающих программ входит в объем максимально допустимой образовательной нагрузки. План составлен на учебный год – со 01.09.2023г. по 31.05.2024г. В группах раннего возраста в содержание непосредственно образовательной деятельности не включены такие виды деятельности как, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Задачи Программы, направленные на освоение данных видов деятельности, решаются в режимные моменты: подготовка к приему пищи, прогулке, ко сну, во время прогулки, во время выполнения гигиенических процедур, в общении, игре и др. Для восприятия художественной литературы и фольклора, игровой деятельности в режиме дня ежедневно отведено время. Содержание деятельности, направленное на решение задач Программы по формированию навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) планируется педагогами во всех видах деятельности, при организации режимных моментов. Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена временем, отведенным на отражение специфики национально-культурных, демографических, климатических условий в непосредственно образовательной деятельности. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательноисследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, и продуктивная. В обязательном порядке в план вошли: • познавательная деятельность • речевая деятельность • изобразительная деятельность • коммуникативная деятельность • двигательная деятельность • музыкальная деятельность В соответствии с комментариями к ФГОС ДО (к разделу II п. 2.7): содержание образовательной программы ДО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации. Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Непрерывная образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Деятельность в центрах активности Воспитатель представляет центры активности, подготовленные и насыщенные материалами для организации совместно партнерской деятельности детей. Дети осуществляют выбор содержания, вид деятельности в центрах активности. Система детской образовательной деятельности Вид образовательной деятельности Коммуникативная деятельность Система работы: Познавательная деятельность система работы по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста; патриотическое воспитание дошкольников; духовно-нравственное воспитание дошкольников; формирование основ безопасности жизнедеятельности; трудовое воспитание детей. опытно-экспериментальная деятельность детей; формирование элементарных математических представлений; ознакомление детей с миром природы; ознакомление детей с социальным миром. Игры: - ролевая -драматизация -имитационная -народная -режиссерская -хороводная -пальчиковая -логоритмическая -артикуляционная -игра-забава -музыкальная Игры с правилами: -игра-головоломка -сенсорная -на ориентировку в пространстве -релаксационная -словесная -речевая -игра-забава -игра с тенью -с водой Игровая /Деятельность в центрах активности Изобразительная деятельность развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; развитие конструктивной деятельности; изобразительная деятельность детей. музыкальное воспитание детей. Музыкальная деятельность Двигательная деятельность общая система физкультурно-оздоровительной работы; применение здоровьесберегающих технологий; двигательный режим и условия для двигательной деятельности детей. Речевая деятельность овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте; ознакомление детей с художественной литературой. Дополнительное образование для детей дошкольного возраста не проводится за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон Объем недельной образовательной нагрузки в МДОУ. Группы Нагрузка Вторая группа раннего возраста Младшая группа (3-4года) (2-3 года) Средня я групп а Старшаягруппа (5-6 лет) (4-5 лет) Продолжительность Образовательной деятельности (мин.) 10 мин 15 мин. 20 мин. 25 мин. Объем образовательной деятельности 9/1ч.30 мин. 10 / 2ч 30мин 10/3 час.20мин. 13/5 час.25мин. 1/10мин. 1/15 мин. 2/40 мин. 2/50 мин. 10 11 12 15 1час 40мин. 2-час.45 мин. 4 часа 6-час15 мин. (кол-во / час. в нед.) Часть, формируемаяучастниками образовательных отношений Общий объем часов в неделю Примерное распределение организованной образовательной деятельности на неделю. Возраст детей/периодичность Образовательные области/базовый вид деятельности 1. Познавательное развитие ФЭМП Ознакомление с окружающим миром 2. Речевое развитие Приобщение к художественной литературе Развитие речи 3. Художественно-эстетическое развитие Рисование Лепка Аппликация Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная 4. Физическое развитие Вторая группа Младшаягруппа раннего (3-4г) возраста Обязательная часть 1 1 1 Средняя группа (4-5л) Старшаягруппа (5-6л) 1 1 1 2 Интеграция в другие образовательные области, образовательная деятельность в ходе режимныхмоментов 1 1 1 2 1 1 1 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Интеграция в другие образовательные области, образовательная деятельность в ходе режимныхмоментов 2 2 2 0,5 0,5 2 Физическая культура 5. Социально-коммуникативное развитие 3 3 3 3 Интеграция во все образовательные области, образовательная деятельность в ходе режимных моментов Всего обязательная часть 9 10 10 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Познавательное развитие Образовательная программа «Тоонто нютаг – Родной край» 2. Художественно-эстетическое развитие Цветные ладошки 3.Речевое развитие Развитие речи Подготовка к обучению грамоте. Всего часть, формируемая участниками образовательных отношений Общая недельная нагрузка Интеграция во все образовательные области, образовательная деятельность в ходережимных моментов 13 1 1 1 1 1 2 1 2 12 15 1 1 10 11